Разоблачение проблем на рынке HCV и MCV

4 декабря в Москве прошла пресс-конференция ассоциации РОАД на тему состояния рынка коммерческого транспорта, где обсуждались тяжелые условия для сегментов среднетоннажных (MCV) и тяжелых автомобилей. Вице-президент организации Виталий Киселев отметил, что число среднетоннажных машин в России сокращается уже больше десяти лет, с 2016 года количество таких автомобилей уменьшилось на 25%, составив 1,727 миллионов единиц по сравнению с 2,3 миллиона. При этом средний возраст таких автомобилей достиг почти 28 лет, а специальные машины, как самосвалы, даже 32 года. Компании все чаще вынуждены использовать устаревшую технику, например, ЗИЛы. В обсуждениях по рынку тяжелых автомобилей Максим Шишко, специалист «Глобал трак сервис», подчеркнул, что доля китайских производств сократилась с 60% до 53%, одновременно доля российских производителей возросла с 28% до 38%. Однако общее число сделок снизилось почти на 50%. Ноябрь отметился падением продаж, и прогнозы на 2025 год показывают, что может найти покупателей лишь 46 тысяч грузовиков в сегменте тяжеловесов. На фоне успешного 2023 года с продажами в 125,7 тысячи единиц тяжелой техники, 2024 год столкнется с избытком на складах. Дилеры, стремившиеся сохранить высокий уровень продаж, начали снижать цены, что привело к отрицательной марже. Существует также вероятность того, что грузовые автомобили, выпущенные по российским стандартам, будут оставаться привлекательными для покупателей в 2026 году, несмотря на ожидаемое повышение утильсбора. Многочисленные проблемы дополнительно усугубляются ситуацией с «изъяткой», когда компании, не имеющие возможности погашать кредиты, начинают выставлять свои старые модели на рынке. Это приводит к накоплению почти 14 тысяч машин различных марок, включая FAW и Dongfeng, что затрудняет поиск покупателей для новой техники и создает сложности для местных производителей. Участники конференции РОАД осознали, что в лучшем случае сегмент HCV останется на уровне 4 тысяч машин в месяц, сокращаясь с 10 тысяч в 2023 году. Возможные улучшения будут зависеть от изменений в глобальной экономической политике. Лидером по продажам в сегменте HCV стал КАМАЗ, который реализовал 12,6 тысячи единиц и занимает 30,1% рынка, после него идут Sitrak, Shacman и FAW.