Выбор электромобилей: проблемы и достижения

Электромобили в стране продолжают собирать всю возможную общественную и правительственную полемику, не находя четкой поддержки. Каждое обновление законодательства в данной области приводит к постоянной переменной ситуации на рынке. С начала нынешнего года утилизационный сбор для электрических машин увеличился в 20 раз, что сделало его равным утильсбору на ДВС. Это воздействие сразу же привело к сокращению продаж: с января по март было зафиксировано 1854 продажи «электричек», в то время как четвертый квартал 2024 года показывал 3844 единицы. Однако во втором квартале сбыт немного восстановился, составив 2546 автомобилей, а в третьем квартале удалось увеличить продажи до 3586 машин. Как будет выглядеть рынок электромобилей впредь? Год назад был замечен уровень продаж на уровне 1200 автомобилей в месяц, а цифры на текущий момент выглядят следующим образом: апрель - 795, май - 786, июнь - 965, июль - 1257, август - 1082 и наконец, сентябрь - 1247. Не стоит забыть о показателях 2025 года: 196 в апреле, 334 в мае, 430 в июне, 543 в июле, 481 в августе и 597 в сентябре. Существует большое количество машин на складах, как прошлых, так и предыдущих моделей. Даже если утилизационный сбор с 1 ноября поднимут, можно предположить, что сбыт электромобилей все равно станет стабильным на уровне 1000-1200 единиц в месяц вплоть до следующего лета. Однако изменить правила выплаты утильсбора может негативно сказаться на импорте, так как подавляющее большинство автомобилей имеют мощность свыше 80 «лошадей», что затруднит доступ к льготам. Разбирая результаты третьего квартала, можно отметить, что Zeekr по-прежнему сохраняет лидерство с 891 проданным автомобилем. В течение трех месяцев их популярность колебалась, однако доля компании на рынке уже снижается с 38% в четвертом квартале 2024 года до 25% текущем квартале. Производство электромобилей 3е на «Москвиче» также продолжается: с июля по август было сделано 430 продаж, из которых 417 пришлись на юридических лиц, что ставит модель на вторую позицию после Zeekr 009. Тем не менее, ликвидация текущей модельной линии связана с подготовкой завода к переходу на модели SAIC. Evolute также попытался прорваться на рынок, реализовав 539 единиц своих электромобилей, однако даже самая популярная из них, модель i-Pro, не обгоняет уровень «Москвича». Рынок на данный момент демонстрирует неутешительные результаты по продаже некоторых брендов. Amberauto до сих пор не может найти покупателей для своей модели А5, проданную в количестве всего 277 штук. Проект Ora столкнулся с остановкой продаж на уровне в 50 единиц, а Avatr, имеющий 263 проданных экземпляра, демонстрирует такие показатели. Пробиваются выше уровней Xiaomi с 137 проданными машинами и BYD, который сделал 258 продаж. Большие компании, такие как BMW и Porsche, также не демонстрируют значительных результатов: 51 и 15 единиц соответственно. Tesla нашла 142 покупателя среди всех моделей, включая всего 12 пикапов Кибертрак. Некоторые новинки, такие как Lixiang Mega, до сих пор не смогли привлечь интерес покупателей – всего продано четыре единицы. Наконец, Geely EX5 с результатом в 97 единиц также не вызывает восторга. На положительной ноте стоит отметить, что Eonyx М2, небольшой электромобиль, был реализован двум юридическим лицам и одному физическому. Удачи «Автотору» в его начинаниях, хоть и запоздалых с выходом на рынок на два года. Таким образом, на фоне изменений в утилизационном сборе возникает вопрос о дальнейшем будущем электромобилей: каким образом пройдет процесс с новой системой, и удастся ли Zeekr сформировать устойчивый спрос?